| Иерархия жизненных целей Польские ученые, исследуя `иерархию жизненных целей` у молодежи и ее зависимость от обстоятельств, обнаружили такую закономерность. У юношей и девушек, претерпевших срывы в процессе реализации своих притязаний в общественной сфере, нормальная `иерархия` (учеба, работа, на базе ее - личная жизнь) может нарушаться. Тогда начинает преобладать интерес к интимной сфере... Те же виды деятельности, что принесли неуспех, вызывают теперь скепсис и даже пренебрежение. | | Общественная нагрузка Есть такой термин - `общественная нагрузка`. Оно как будто то же самое, что и `общественная работа`, но... акцент иной и восприятие немножко не то. | | Уровень притязаний Способности проявляются обычно не с ранних лет. Пожалуй, единственное исключение - яркая музыкальность. Да и то, сколько выпускников музыкальных школ, по семь - десять лет посвящавших ежедневным занятиям, потом предпочитали иной путь! | | В своей ли тарелке У ребенка, как у взрослого (а может быть, и еще больше!), самочувствие в обществе и формы поведения, которые он выбирает, связаны в значительной мере с тем, ощущает ли он себя `на своем месте`, `в своей тарелке`. | | Взаимодействие с другими Объединяясь с компанией однолеток в каком-то совместном деле, подросток учится взаимодействию с другими, взаимопомощи, сотрудничеству. Еще один кирпичик в фундаменте чувства социальности, гражданственности... | | Философские вопросы Термин `счастливое детство` бесспорен в нашей стране объективно. Субъективно же детство, хотя оно и вспоминается нам обычно светлым и умилительным, - период, отнюдь не лишенный облаков и гроз. Период сложный, насыщенный переживаниями, победами, поражениями, напряженной учебой, радостью и муками познания. | | Ощущение прочности Мудрые, опытные врачи советуют расширять базу, на которой зиждется `ощущение прочности`. Поэтому, например, вызывать в ребенке представление о слишком тесной связи его судьбы с судьбой родителей значит иногда (при его повышенной впечатлительности или в какой-либо неблагополучной ситуации) заронить в его душу смятение, глухую тревогу, которые превращают естественную привязанность к родителям в нечто болезненное, обостренное. | | Завтра или никогда Первоначальные обстоятельства, рождающие психологическую трудность, бывают разными. Но всегда ребенок, попав в конфликтное положение, стремится выработать защитный образ мыслей и действий. Либо делается безудержно агрессивным, либо уступчивым и хитрым, либо ищет отвлечения в чем-то `особенном`. | | Стремление сделать что-то для всех А. С. Макаренко как-то поведал о таком случае. `Сегодня мне пришлось слушать реферат одного студента педагогического института на тему: `Как нужно воспитывать патриотизм...` Приводятся примеры хороших уроков... хорошей внешкольной работы. А вторая часть рассказывает о результатах этой работы с учениками школы, о разговорах с ними. | | Обществу и себе Мы говорили, насколько желательно, чтобы здоровая, насыщенная теплом и дружбой атмосфера упрочилась в доме задолго до появления ребенка на свет, ибо она - первейшая предпосылка удачного воспитания. |
|