Продолжениев) Предположим, что первый пассажир начал бежать вправо. Тогда платформа (вместе со вторым пассажиром) должна двигаться в противоположном направлении со скоростью υ
n1 так, чтобы общий импульс системы был равен нулю. Скорость первого пассажира относительно земли υ
1 будет равна
\[\vec{\upsilon }_{1} =\vec{\upsilon }_{2} +\vec{\upsilon }_{1/2} ,\]
где υ
2 = υ
n1 — скорость платформы, υ
1/2 = u
1 — скорость пассажира относительно платформы. Из проекции на ось 0X (рис. 3, а) получаем:
υ1x = – υn1 + u1. (7)
Тогда закон сохранения импульса относительно земли запишем следующим образом (и учтем уравнения (1)-(2), (7)):
\[\begin{array}{c} {0=m_{1} \cdot \vec{\upsilon }_{1} +\left(M+m_{2} \right)\cdot \vec{\upsilon }_{n1} ,} \\ {0X:\; \; \; 0=m_{1} \cdot \upsilon _{1x} -\left(M+m_{2} \right)\cdot \upsilon _{n1} ,} \end{array}\]
\[\begin{array}{c} {0=m\cdot \left(-\upsilon _{n1} +u\right)-\left(M+m\right)\cdot \upsilon _{n1} ,} \\ {-m\cdot \upsilon _{n1} +m\cdot u-\left(M+m\right)\cdot \upsilon _{n1} =0,} \end{array}\]
\[ \upsilon _{n1} =\frac{m}{M+2m} \cdot u. \;\;\; (8 )\]
После этого второй пассажир начинает бежать в ту же сторону. Тогда платформа будет двигаться со скоростью υ
n2 (теперь общий импульс системы не будет равен нулю, т.к. система платформа-второй пассажир уже двигалась). Скорость второго пассажира относительно земли υ
2 будет равна (рис. 3, б)
υ2x = – υn2 + u2. (9)
Тогда закон сохранения импульса относительно земли запишем следующим образом (и учтем уравнения (1)-(2), (8 )-(9)):
\[\begin{array}{c} {\left(M+m\right)\cdot \vec{\upsilon }_{n1} =m_{2} \cdot \vec{\upsilon }_{2} +M\cdot \vec{\upsilon }_{n2} ,} \\ {0X:\; \; \; -\left(M+m\right)\cdot \upsilon _{n1} =m_{2} \cdot \upsilon _{2x} -M\cdot \upsilon _{n2} ,} \end{array}\]
\[\begin{array}{c} {-\left(M+m\right)\cdot \upsilon _{n1} =m\cdot \left(-\upsilon _{n2} +u\right)-M\cdot \upsilon _{n2} ,} \\ {-\left(M+m\right)\cdot \upsilon _{n1} =-m\cdot \upsilon _{n2} +m\cdot u-M\cdot \upsilon _{n2} ,} \end{array}\]
\[\begin{array}{c} {\upsilon _{n2} =\frac{m\cdot u+\left(M+m\right)\cdot \upsilon _{n1} }{M+m} =\frac{m\cdot u}{M+m} +\upsilon _{n1} =\frac{m\cdot u}{M+m} +\frac{m}{M+2m} \cdot u=} \\ {=\frac{M+2m+M+m}{\left(M+m\right)\cdot \left(M+2m\right)} \cdot m\cdot u=\frac{2M+3m}{\left(M+m\right)\cdot \left(M+2m\right)} \cdot m\cdot u.} \end{array}\]
С такой же скоростью платформа будет продолжать двигаться и после того, как пассажир спрыгнут с нее, т.е.
υ
n = υ
n2 = 2,2 м/с.
г) Предположим, что первый пассажир начал бежать вправо. Тогда платформа (вместе со вторым пассажиром) должна двигаться в противоположном направлении со скоростью υ
n1 так, чтобы общий импульс системы был равен нулю. Скорость первого пассажира относительно земли υ
1 будет равна
\[\vec{\upsilon }_{1} =\vec{\upsilon }_{2} +\vec{\upsilon }_{1/2} ,\]
где υ
2 = υ
n1 — скорость платформы, υ
1/2 = u
1 — скорость пассажира относительно платформы. Из проекции на ось 0X (рис. 4, а) получаем:
υ1x = – υn1 + u1. (10)
Тогда закон сохранения импульса относительно земли запишем следующим образом (и учтем уравнения (1)-(2), (10)):
\[\begin{array}{c} {0=m_{1} \cdot \vec{\upsilon }_{1} +\left(M+m_{2} \right)\cdot \vec{\upsilon }_{n1} ,} \\ {0X:\; \; \; 0=m_{1} \cdot \upsilon _{1x} -\left(M+m_{2} \right)\cdot \upsilon _{n1} ,} \end{array}\]
\[\begin{array}{c} {0=m\cdot \left(-\upsilon _{n1} +u\right)-\left(M+m\right)\cdot \upsilon _{n1} ,} \\ {-m\cdot \upsilon _{n1} +m\cdot u-\left(M+m\right)\cdot \upsilon _{n1} =0,} \end{array}\]
\[ \upsilon _{n1} =\frac{m}{M+2m} \cdot u. \;\;\; (11) \]
После этого второй пассажир начинает бежать в противоположную сторону. Тогда платформа будет двигаться со скоростью υ
n2 (теперь общий импульс системы не будет равен нулю, т.к. система платформа-второй пассажир уже двигалась). Скорость второго пассажира относительно земли υ
2 будет равна (рис. 4, б)
υ2x = υn2x – u2. (12)
Тогда закон сохранения импульса относительно земли запишем следующим образом (и учтем уравнения (1)-(2), (11)-(12)):
\[\begin{array}{c} {\left(M+m\right)\cdot \vec{\upsilon }_{n1} =m_{2} \cdot \vec{\upsilon }_{2} +M\cdot \vec{\upsilon }_{n2} ,} \\ {0X:\; \; \; -\left(M+m\right)\cdot \upsilon _{n1} =m_{2} \cdot \upsilon _{2x} +M\cdot \upsilon _{n2x} ,} \end{array}\]
\[\begin{array}{c} {-\left(M+m\right)\cdot \upsilon _{n1} =m\cdot \left(\upsilon _{n2x} -u\right)+M\cdot \upsilon _{n2x} ,} \\ {-\left(M+m\right)\cdot \upsilon _{n1} =m\cdot \upsilon _{n2x} -m\cdot u+M\cdot \upsilon _{n2x} ,} \end{array}\]
\[\begin{array}{c} {\upsilon _{n2x} =\frac{m\cdot u-\left(M+m\right)\cdot \upsilon _{n1} }{M+m} =\frac{m\cdot u}{M+m} -\upsilon _{n1} =\frac{m\cdot u}{M+m} -\frac{m}{M+2m} \cdot u=} \\ {=\frac{M+2m-\left(M+m\right)}{\left(M+m\right)\cdot \left(M+2m\right)} \cdot m\cdot u=\frac{m^{2} \cdot u}{\left(M+m\right)\cdot \left(M+2m\right)} .} \end{array}\]
С такой же скоростью платформа будет продолжать двигаться и после того, как пассажир спрыгнут с нее, т.е.
υ
n = υ
n2 = 0,2 м/с. Так как υ
n2x > 0, то платформа станет двигаться вправо.