Основное назначение четвертных отметок – подведение итогов в одно и то же время для всех учеников. Это необходимо было при классно-урочной системе обучения: за один урок учитель проверял домашнее задание, затем объяснял материал, закреплял его, подводил итоги и давал новое домашнее задание. А нужна ли отметка за четверть при блочном изучении материала, когда объяснение материала, его закрепление и подведение итогов происходит за несколько уроков (иногда за 30-40)? Так ли необходимо знать общую успеваемость класса или всего учебного заведения за четверть? Да и какой ценой эта отметка достается:
1) это потеря учебного времени на подведение итогов и исправление четвертных отметок. Ни для какого не является секретом, что учителя нередко оставляет урок или два для этих целей;
2) это дополнительный стресс для учеников и для учителя. Бывают случаи морального давления на учителя; на последних уроках бывают и слезы и истерики. Причем такая нервотрепка продолжается почти целую последнюю неделю в четверти на всех уроках;
3) не всегда сроки выставления четвертных отметок совпадают со сроками окончания темы. В этом случае возникает проблема: с одной стороны, администрация требует выставить отметки, с другой – учитель не имеет право ставить итоговую отметку ученику, если изучение темы не закончено.
Считаю, что четвертные отметки можно отменить. Ученики могут уходить на каникулы без отметок, что и происходит в средних учебных заведениях, где четверти заменены триместрами. Годовые отметки в этом случае будут выставляться по итоговым.