Спасибо за ответ.
В принципе у нас тоже возникли сомнения по поводу шкалы безмена. Наверху безмена написано Н - т.е. Ньютоны. Но если в условии задачи сказано, что пружина удлинилась еще на 2 см., то понятно, что это относится к делениям шкалы, кот. показана на рисунке. Значит на шкале и Ньютоны и сантиметры совпадают. С натяжкой, но так получается. Иначе фраза "еще на 2 см" теряет всякий смысл!
Берем это за основу!
Тогда решать задачу можно двумя путями:
1. Через коэф. упругости: сила тяжести бруска 2 Н, путь 2 см… и т.д.
2. Только на основе 2 закона Ньютона, учитывая, что пружина растянулась ровно в 2 раза, тогда коэф. упругости пружины для расчетов не нужен!
Мое решение было таким:
1. Пружина растягивается весом свободно висящего бруска вниз силой F = mg.
2. Безмен по условиям задачи расположен вертикально, поэтому вектор силы тяжести бруска и вектор силы растяжения пружины разнонаправлены, и находятся на одной, отвесной к Земле линии. Поэтому про вектора можно забыть.
3. Стрелка безмена под действием веса свободно висящего бруска находится на отметке 2см – это точка, где силы упругости пружины вверх и силы тяжести бруска вниз уравновешены. Результирующая сила F = 0, поэтому подвешенный брусок, находится в состоянии покоя.
4. В задаче указано, что пружину растянули вниз рукой «еще на 2 см.» т.е. по рисунку в 2 раза
Следовательно, была приложена рукой вниз еще такая же сила, как была до этого, т.е. F = mg.
Сила действия равна силе противодействия – следовательно, на эту же величину, но уже вверх, направлена та сила упругости пружины, которая ускорит брусок вверх, когда его отпустят
Fyп = -kx = Fт = mg
5. Отсюда и моя формула расчета ускорения вверх, когда отпустят оттянутый вниз брусок (и он дойдет до прежней точки равновесия, отметки в 2 см)
a = F/m = mg/m = g
Вот это g (ускорение свободного падения) и есть правильный ответ!
Какие критические замечания? (Про деления шкалы, надеюсь, определились в начале)