Не думаю, что это так просто. Особенно, если человек не знает, как работает глаз. Хрусталик не простая линза, а линза, у которой меняется фокусное расстояние в зависимости от расстояния до объекта. Поэтому, где будет изображение, когда объект станет далеко, абитуриент, не изучавший строение и работу глаза, может только догадываться. И все это на фоне 4-х уроков геометрической оптики в 11 классе за весь школьный курс. Поэтому, если не проходили устройство и работу глаза в школе, то нечего и на ЦТ такие задачи ставить.
Ученики рассказывали, что когда увидели эту задачу, то просто не поняли, что от них требуется. Те, кто к олимпиадам готовился, немного были в курсе, остальные ставили наугад.
Если у хрусталика меняется фокусное расстояние, глаз здоров, задача не имеет смысла. Про геометрическую оптику - не надо песен. Если линзы изучаются в 8-м классе, в 11-м их уже нет. Насколько помню, там преломление и волновая оптика. 4 часа на линзы в 11-м - лучше, чем те же часы в 8-м. (Из всех часов в 8-м реально с физикой и набежит 4... Остальное так... Источники света, то да се...)
Ну, во-первых, если человек видит, то фокусное расстояние его хрусталика меняется. Иначе очки не помогут. Если фокус не меняется, то человек слепой, и о близорукости говорить не приходиться.
Во-вторых, по часам.
Уроки в 8-м классе:
1. Источники света
2. Прямолинейность распространения света. Скорость распространения света.
3. Закон отражения света
4. Зеркала.
5. Решение задач
6. Преломление света.
7. Линзы.
8. Построение изображений в тонких линзах
9. Решение задач
10. Лабораторная работа
11. Решение задач
12. Глаз. Дефекты зрения. Очки (!!!)
13. Обобщение
14. Контрольная работа
в 11 классе:
1. Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение. Самостоятельная работа по теме «Интерференция и дифракция света»
2. Лабораторная работа 3 «Определение показателя преломления стекла»
3. Решение задач по теме «Закон преломления света»
4. Формула тонкой линзы.
5. Лабораторная работа 4 «Определение фокусных расстояний тонких линз»
6. Решение задач по теме «Формула тонкой линзы»
7. Оптические приборы
8. Решение задач по теме «Оптические приборы»
Обрати на первый урок в 11 классе. Ученики не изучали отражение света, а его и нет в планировании. Разве можно это все пройти за один урок, да еще и сам. работу провести?
Глаз, как видим не изучается. Не прописана даже тема: "Построение изобр. в линзах". А некогда его строить. Всего один урок на разъяснение и один урок на решение задач. Здесь хоть бы формулы охватить успеть.
В 8-м классе к тому же, геометрическая оптика вынесена отдельной темой, поэтому урок обобщения играет гораздо большую роль, чем в 11-м. В 11-м надо охватить еще и волновую оптику. Тоже касается и контрольной работы.
Вообще я считаю, что не надо здесь искать какое-то решение заменить темы 8 класса в 11-м. Быстрее всего, просто кто-то забыл, что в 8-м классе эти темы не изучаются. На своем сайте я уже этот вопрос затрагивал. Обрати внимание, что и в прошлом году, и в позапрошлом, даже на районных олимпиадах участникам 9 и 10 классов предлагалось решить задачи по оптике. Но они же эти темы вообще не изучали! Такая же ситуация и на ЦТ. Упустили авторы этот момент. Не посмотрели программу для 8 класса 2009 года. Короче, миром правит не Тайная ложа, а Явная лажа!