Спасибо за возможность участвовать в форуме.
Согласен, что, если выступать с обращением, то в нём нужно отразить только грубые ошибки: задачу В7 второго этапа и задачу В10 первого этапа РТ. Задачу А14 первого этапа упоминать, на мой взгляд, не стоит, так как авторы свою ошибку в ней признали.
По задаче В7 второго этапа я написал в РИКЗ 29.01. Ответа не получил, да и не жду, так как написал не в форме электронного обращения, предполагающего обязательный ответ, а просто письмом на e-mail РИКЗ. Не с целью получить объяснение, а просто чтобы сообщить о замеченной ошибке. Формулировка из этого письма:
условие задачи В7 противоречит первому закону термодинамики, который для описанного в задаче изобарного процесса с идеальным одноатомным газом приводит к равенству = (все обозначения соответствуют условию задачи). По данным задачи это равенство не соблюдается.
О том, что и в других задачах есть недостатки, хотя и менее существенные, на мой взгляд, стоит упомянуть, не перечисляя их.
Вопрос о задачах РТ по темам, которые ещё не изучались одиннадцатиклассниками, выходит далеко за рамки главного вопроса о грубых ошибках в тестовых задачах. Обсуждение его сыграло бы ту же роль, что и обсуждение небольших неточностей, позволило бы «утонуть в мелочах» взаимных придирок. Поэтому его вряд ли целесообразно поднимать в данном письме.
Кроме того, поскольку, на мой взгляд, целью обращения является не признание вины и покаяние РИКЗ, а исключение ошибок в дальнейшем, целесообразно опубликовать обращение в СМИ только в случае, если обнаружатся ошибки в задачах третьего этапа РТ.
Что касается подписания обращения. Не уверен, что моя подпись полезна, так как я хоть и кандидат технических наук, но в школе работал очень давно, а ныне пенсионер – репетитор по физике.
С учётом изложенных выше аргументов могу подписать только второй вариант обращения, если из него исключить вопрос о задачах на неизученные одиннадцатиклассниками темы и требование к руководству РИКЗ непременно официально признать свои ошибки, а также исключить элементы конфронтационности. Внести эти изменения можно, например, следующим образом: 1) исключить пятый абзац; 2) изменить шестой абзац, например, следующим образом: «Просим ещё раз обратить внимание на качество задач в тестах по физике. Грубые ошибки в репетиционных тестах означают большую вероятность повторения таких ошибок в ЦТ.»; 3) сократить последний абзац до следующей фразы: «Мы не хотим, чтобы профессиональная дискуссия проходила в СМИ, однако опубликуем наше обращение, если обнаружим ошибки в задачах третьего этапа РТ».
На исключении упоминания задачи А14, на упоминании о недостатках других задач и на своей формулировке утверждения о некорректности задачи В7 не настаиваю, хотя по-моему эта формулировка строга и убедительна.
В третьей строке второго варианта письма опечатка – лишний знак « - ». В абзаце о задаче А14 вторую фразу, по-моему, лучше исключить, так как вариантов исправлений несколько и все они очевидны.